Планирование карьеры художника

Сегодня придется согласиться с тем, что для того, чтобы иметь хорошие продажи на западе, художнику необходим послужной список. Коллекционеры ревностно следят за карьерой художников, чьи работы приобретают в коллекцию, потому что это их инвестиции. А инвестиции хороши тогда, когда они растут. Каждая новая ступень в карьере художника, каждое его достижение поднимает стоимость его работ. Но, кроме этого, наглядно демонстрирует его творческий потенциал – основное, на что обращают внимание коллекционеры-инвесторы.

Однако в сознании нашего, не западного, художника термин “послужной список” сродни понятию “выслужиться” несет негативный оттенок и вызывает протест в тонкой душе творящего. Гордый и свободный он готов топтать ногами любые установки и ограничения, полагая, что работать на карьеру – это равносильно насилию над собственной душой.

Ну что ж, тогда я со всей ответственностью объявляю, что намерена совершить революцию в нежном сознании такого художника. Мой принцип и мое профессиональное кредо заключается в том, что истинная свобода лежит внутри нас самих, и строить карьеру можно, будучи абсолютно свободным.

Реализованность – вот что мы поставим во главу угла. От реализованности внутренней к реализованности внешней. И скажите мне, что я что-то не поняла про настоящие желания художника.

Как происходит планирование карьеры художника?

Планирование карьеры художнику и любому творческому человеку нельзя осуществлять исключительно с позиций общественного успеха. Я всегда настаиваю на том, чтобы мой клиент определил личные категории успешности и помогаю ему в этом. Ведь, в конечном счете, что такое успех для художника, как не самовыражение через свои работы? Что может быть горче для него, чем щемящее чувство невысказанности?

Автор работ по организационной культуре Эдгар Шейн подчеркивает, что планирование карьеры – это процесс медленного развития профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей.

“Поскольку Вы знаете самого себя относительно больше, чем другие, становится очевидным, что Вы сформулируете некоторый определяющий пункт своей карьеры, или, как говорят, карьерный якорь – интерес или ценность, – от которых Вы ни за что не откажетесь, если придется делать выбор” .

Основная цель планирования карьеры художника – это профессиональный рост, приобретение мастерства, а мастерство – это искусство, не правда ли? Поэтому и планирование карьеры мы рассматриваем как искусство, а художника – как художника собственной карьеры.

И основной задачей здесь становится развитие необходимых навыков и способностей с тем, чтобы он мог в полной мере реализовать свои творческие замыслы. Художник, с его неповторимым восприятием мира, как правило, творит в одиночестве. Но планирование карьеры немыслимо вне организации, вне общества людей, а, значит, оно требует другого рода творческих способностей. В какой-то меbре мы приближаемся к трансформации творческой хаотичности во внутреннюю сосредоточенность и цельность, преобразовываем механистичность и расчет в осознанное пребывание в потоке.

Традиционно карьера привязана к внешнему материальному и нематериальному стимулированию. Наш подход к планированию карьеры отличается гибкостью, оставляет художнику больше свободы выбора, в большей степени основывается на внутренних мотивах.

Когда планирование карьеры действительно уместно и эффективно?

Жизненный путь человека можно условно разделить на два этапа и сравнить их с вдохом и выдохом. Примерно до 31,5 года (середина жизни) человек набирается опыта, во второй половине жизни – отдает накопленные знания. Например, Пушкин и Моцарт создавали произведения в первой половине своей жизни, выражая то, что в силу своей одаренности воспринимали из внешнего мира (и тот и другой – выразители своих национальных культур). Это было творчество на вдохе – вдохновение. А вот Рихард Вагнер и Федор Достоевский создавали свои произведения преимущественно, когда им былоуже за 35. Их творчество рождалось на выдохе и представляло собой воодушевление. Являясь результатом личных переживаний, оно оказывается новаторским и социально ориентированным.

До 31,5 года, пока человек впитывает внешний мир, планирование карьеры, если его правильно использовать, оказывает благотворное влияние на развитие личности.

Во второй половине жизни человек достигает успеха благодаря тому, что он уже определился и достаточно уверенно движется по выбранному пути. А это означает, что внешнее планирование – лишь повод к внутреннему планированию.

Ключевые моменты карьеры трудно предсказать заранее, потому что они эволюционны и являются продуктом внутреннего открытия. Некоторые художники не могут установить ключевые моменты своей карьеры, пока не столкнутся с необходимостью сделать главный выбор. Другие, напротив, сделав свой главный выбор, находятся в процессе поиска путей. И в том и другом случае есть смысл обратиться к внешним ресурсам с тем, чтобы выявить внутренние.

Какие шаги по планированию карьеры можно осуществить с помощью коучинга?

Планирование – это как игра с передвижением по незнакомой местности. Прежде всего мы разбираемся, где художник находится сейчас. Описываем детально все, чего он достиг на сегодняшний день и анализируем, какие события помогли ему прийти в эту точку.

После чего художник формулирует свою цель, где бы он хотел находиться через определенное время, и как должна выглядеть его творческая жизнь, чтобы он мог назвать ее успешной. Какие области и в каком порядке нужно развить? От чего отказаться или какие навыки приобрести.

А дальше рассматриваем весь доступный арсенал инструментов, который поможет художнику осуществить задуманное:

  • Необходимый уровень мастерства

Количество картин

Формирование прайса

Количество персональных и групповых выставок, в том числе зарубежных

Маркетинговый план и план продвижения